На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВIG - REITING

4 135 подписчиков

Свежие комментарии

  • Дмитрий Коптяев
    Помню, что 60 лет назад один ветряк все-таки в Ботиево был, это воспоминание моего детства. Он был маломощный, но с т...Фоторепортаж с Бо...

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге







С момента основания Петербурга владения вблизи воды считались самыми престижными. Неслучайно лучшие дома города находились у воды. Не стал исключением и Мариинский дворец. 


Этот дворец император Николай I построил для своей дочери Марии в качестве подарка к её свадьбе с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским.

Максимилиан был сыном Евгения де Богарне, который, в свою очередь, был пасынком Наполеона. Свадьба состоялась 5 декабря 1838 года состоялось официальное венчание. После свадьбы князю П.М. Волконскому, министру двора и уделов, было приказано выделять ежегодно 700 000 рублей, предоставить ей единовременно капитал в 2,4 млн. рублей, а также полностью оборудованный дворец в Петербурге со штатом. Ещё Максимилиану предоставляли в личное пользование 100 000 рублей.

Мариинский дворец располагается на южной стороне Исаакиевской площади за самым широким в Петербурге мостом – Синим (ширина – 97,3 метра) через реку Мойку. В XVIII веке на этом месте находился дворец графа Ивана Чернышева, одного из приближенных Екатерины II, и три других строения. Здание дворца было построено под руководством архитектора А.И. Штакеншнейдера в 1839 – 1844 годах. Андрей Иванович Штакеншнейдер – русский зодчий, окончивший Академию художеств в Петербурге и участвовавший в постройке Исаакиевского собора


Император пожелал возвести для дочери не просто дворец, который отличался бы от прочих резиденций грандиозность и величием. Этому дворцу надлежало стать эталоном комфорта того времени. От строителей требовались современные инженерно-технические решения, композиционно-планировочные новшества, применение современных строительных материалов, обеспечивавших долговечность здания и удешевлявших строительные работы.
Дворец планировали построить в стили эклектика, основанном на смешение разных стилей.


Планировка дворца была подчинена требованиям обычной и парадной жизни великокняжеской владелицы.

Первоначально проект поручили Росси, но он был уже довольно стар, и поэтому проект передали А.И. Штакеншнейдору. Расположив здание между двумя улицами на участке скошенной трапеции, Штакеншнейдер удачно вписал его формировавшийся в те годы архитектурный ансамбль, центром которого должен был стать Исаакиевский собор. Для этого в 1842-1844 годах велись работы по расширению Синего моста, в результате чего его ширина стала равняться 97,3 метров. План дворца непривычно асимметричен: его правое крыло длиной в 22 метра не только короче левого в 52 метра, но и расположено под тупым углом к главному фасаду. Строительство дворца велось необычно быстро, особенно по сравнению с Исаакиевским собором.

Главный фасад создан в соответствии с принципами классицизма: центр и края выделены ризалитами (небольшими выступами здания), первый этаж обработан рустом, второй и третий объединены колоннами и пилястрами коринфского ордера. Необходимость применить в отделке фасада классический стиль объясняется необходимостью учитывать облик всей площади. Например, при отделке фасада применён крепкий песчаник. Особо следили за пожарной безопасностью здания. Так перекрытия сделаны из стали, и как писали тогда в газетах “дворец, кроме паркетов, был из камня и металла”.

Ещё одной проблемой было создание комфортного проживания во дворце. Поэтому все служебные и нежилые помещения были ориентированы на проезжую часть, а жилые покои заняли внутреннюю часть, удалённую от шума и пыли. Но это не повлияло на их освещённость благодаря внутренним световым дворикам и обширному саду по южному фасаду. Особого внимания заслуживает построенный в стороне от парадных залов, в правом крыле здания, Пандус (пологий подъём без ступеней), связывающий все три этажа. Но это не повлияло на петербургскую строительную моду, т.к. пандус был построен для облегчения передвижения Марии Николаевны, страдавшей от болезни ног. Отделка интерьеров дворца завершилась к исходу 1844 года и ему было присвоено название «Мариинский». Ещё одним удивительным фактом является то, что дворец был на один день открыт для публики.

Великая Княгиня Мария Николаевна (Франц Ксавер Винтерхальтер )

Герцог Максимиллиан Лейхтенбергский



Вестибюль с колоннадами и пилястрами розового тивдийского мрамора, добытого в Финляндии, лёгкими сводами, расписанными арабесками, с камином зелёного сибирского мрамора, вызывал ощущение гармонии и величия.

Парадная лестница. Она располагается в левой части вестибюля. В двух нишах в её нижней части поместили статуи античных воинов, на семи стенных кронштейнах расположились герои Троянской войны. При входе на лестницу, над узким многофигурным фризом, привлекает внимание необычный лепной орнамент – замысловатое переплетение букв полного имени Мария. 
Над вестибюлем, в бельэтаже, находится Парадная Приёмная. 

Она открывает анфиладу парадных залов, оформленных в стили позднего классицизма. Сама приёмная украшена девятью барельефами на сюжеты “Илиады” Гомера. 
В аттике расположена домовая Церковь Св. Николая Чудотворца в “византийском стиле”, первоначально также освещавшаяся через пять просветов с закладными рамами. Газеты того времени писали, что это миниатюрное помещение поражает своей роскошью и изяществом. По специальному заказу Марии Николаевны для священника и дьякона изготовили праздничные одежды, а для ризницы при алтаре – пелены (на престол, жертвенник, аналои) из голубого с серебром бархата. 
Залы дворца украшали полотна мастеров итальянской, французской, немецкой и голландской школ: Бассано, Боттичелли, Виже-Либрен, Рембрандта и др.. 
Вообще в отделке были применены самые дорогие материалы.


Белый зал


Как уже было сказано дворец строили для комфортного проживания, поэтому такие “холодные” материалы, как мрамор, применялись только в нежилых помещениях, а такие материалы, как ткань, применялись в покоях.

Ежедневно во дворец приходили знакомые первых хозяев. Поэтому требовалось большое количество прислуги и служебных помещений. Также во дворце были проведены водопровод и канализация.


Великая княгиня Мария Николаевна с детьми

Но 20 октября 1852 года герцог Лейхтенбергский умер от простуды. В 1854 году Марина Николаевна вышла замуж за графа Строганова. Утверждают, что её сын Георгий Максимилианович похож на Строганова. Брак был тайный, и поэтому Николай I ничего об этом не знал. Вскоре умер Николай I, и на престол взошёл его сын Александр.

Так получилось, что во дворце семья хозяев прожила не очень весёлую жизнь. Всего Марии Николаевна прожила с герцогом 13 лет, из ни во дворце – 8. За всё это время Мария Николаевна часто рожало, семеро детей выжили. Старший сын Николай болел с малолетства и поэтому часто находился на лечении за границей.

Несмотря на это, во дворце давали балы и маскарады, в залах проходили благотворительные базары, рождественские ёлки для детей. В Ротонде и Квадратном зале ставили любительские спектакли. Например, граф Строганов написал для дворцовой постановки комедию “Чиновник”. В концертном зале часто выступали и певцы-профессионалы, и любители-аристократы. Друзья детей ценили непринуждённую обстановку и материнскую доброту Марии Николаевны, отсутствие даже намёка на придворный этикет. Официальная обстановка была только во время официальных приёмов. Во дворце хранилось много семейных реликвий. 

После смерти герцога Мария Николаевна стала Президентом Императорской Академии Художеств. Она стала одним из организаторов создания памятника Николая I на Исаакиевской площади, открытие которого состоялось 25 июня 1859 года. 


Во время правления Александра II Мария Николаевна занялась политикой.

Умерла Мария Николаевна 9 февраля 1876 года. Вскоре её муж граф Строганов тоже умер, и дворец перешёл во владение сыновьям княжны Марии Евгению и Георгию. Но ещё до смерти у Марии Николаевны был долг в 3 млн. рублей. Её сыновья тоже жили на широкую ногу, что намного превышало их доходы. Поэтому они не смогли сохранить за собой знаменитый семейный очаг.


Акт продажи дворца был подписан 14 июля 1884 года. В феврале 1885 года там разместились Государственный Совет, Государственная канцелярия, Комитет министров (бельэтаж и верхний этаж) и Канцелярия по принятию прошений на Высочайшее имя (нижний этаж). Часть усадебных строений передали Военному министерству, разместившему в них батальон лейб-гвардии Стрелкового полка. Но в первое время дворец, несмотря на такую плотную занятость, всю равно казался большим.

Заседание Государственного Совета (в Мариинском дворце). 
Картина И.Е. Репина

Интерьеры парадных залов подлежали только косметическому ремонту. Под руководством архитектора Петерсона дворец заново меблировали и оборудовали сообразно его новому назначению. В 1893 году свечное освещение заменили на электрическое.

Наступило время служебных буден. В Ротонде еженедельно, по понедельникам, заседал Государственный Совет. На карнизах её ярусов разместили гербы губерний и областей, входивших в состав Российской империи. На стенах висели портреты членов императорской Фамилии. Кабинет герцога Лейхтенбергского разместился председатель Совета. Концертный зал отвели под заседание кабинета министров. В 1905 году появилась нижняя палата парламента – Дума, а Государственный Совет стал верхней палатой. Поэтому его состав был расширен до 215 человек. Поэтому пришлось переделывать зал заседаний. Руководителем проекта был назначен Бенуа. При этом учитывался опыт при строительстве подобных помещений в таких государственных учреждениях, как Капитолий (США), Рейхстаг (Германия). Строители очень спешили с окончанием работ для торжественного открытия сессии Государственного Совета. 15 октября 1908 года здесь состоялось первое заседание. Отопление и вентиляция зала предусматривали очистку воздуха особыми фильтрами и его нагрев или увлажнение до необходимой кондиции. Огромный зал перекрывали застеклённым фонарём площадью 182 м2, обеспечивавшего естественное освещение в дневное время, а вечером включали люстры, изготовленных по специальному заказу.

К сожалению, дворец не обошла война террора. В 1902 года в его вестибюле был убит министр внутренних дел Д.С. Сипягин.

Временное правительство в Мариинском дворце.

В феврале 1917 года здесь состоялось последнее заседание Государственного совета под председательством Н.Д. Голицана. После этого во дворце размещались различные учреждения большевиков. Именно они и нанесли самый большой урон дворцу. Стены либо были покрашены краской, либо обшиты досками и оклеены дешёвыми обоями. Особенно большой урон был нанесён Никольской Церкви. Пропали престол, алтарь, иконы, роспись на библейские сюжеты исчезла под штукатуркой, церковную лестницу перекрасили. Правда, в 1938 году здесь были проведены некоторые реставрационные работы.

В годы Великой Отечественной войны здесь находился военный госпиталь. Во время блокады Ленинграда здание получило значительные разрушения. Но уже в 1944 году здесь начались реставрационные работы, и в 1945 году сюда въехал Исполнительный комитет Ленинградского городского Совета трудящихся. По его инициативе в восточном крыле была проведена перепланировка помещений: была выстроена новая мраморная лестница, перестроили комнаты бывшей запасной половины. И снова нанесли невосполнимый ущерб церкви: в ней ликвидировали световой фонарь, чтобы выстроить бетонированный постамент для флагштока. Из вестибюля убрали камин и мраморных животных-стражей у подножия лестницы. На главном фасаде в аттике разместили макеты пяти орденов и медалей, которыми был награждён Ленинград. Также были вывешены лозунги и электронные часы, характерные для тех лет, которые исказили внешней вид фасада, лишив его былого величия. 




В 1975 году началась комплексная реставрация дворцаЖ: отремонтировали Танцевальный зал и Приёмную. В Церкви не сохранилось ни одна из живописных композиций Г.Г. Гагарина. Церковь вновь освятили в 1990 году.





В феврале 2007 во дворце был установлен быст первой хозяйки - Велиекой Княгини Марии Павловны

Среди шедевров архитектуры Петербурга Мариинский дворец выделяется не только своей архитектурой, но и своей историей. При каждом новом хозяине дворец менялся не только свою внешность, но и атмосферу. Это легко видеть на примере большевиков. Дворец изначально создавался для мирной семейной жизни. Но это продлилось недолго. После кончины Марии Николаевны дворец совершенно поменял свой облик – он стал типичным государственным учреждением. В нём началась обычная канцелярская работа. Полное нарушение мирной жизни произошло в 1902 году – после убийства во дворце министра внутренних дел Сипягина.


Николай I так и не смог осуществить свой замысел – отодвинуть своих близких родственников от суровой действительности.

наверх