На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВIG - REITING

4 136 подписчиков

Свежие комментарии

  • Дмитрий Коптяев
    Помню, что 60 лет назад один ветряк все-таки в Ботиево был, это воспоминание моего детства. Он был маломощный, но с т...Фоторепортаж с Бо...

…И памятник воздвигли рукотворный

Середина XVI века. Полный разгром татарских войск вызвал небывалое воодушевление русского народа. По возвращении из похода царь Иоанн Грозный несколько дней пировал в Кремле и раздал даров на 48 тысяч рублей. Тогда же по его приказу в 1554 году близ Фроловских (Спасских) ворот на месте деревянной церкви Святой Троицы над Кремлёвским рвом был заложен храм в честь окончательной победы русичей над Казанским и Астраханским ханствами.

Народная молва разнесла слух о том, что якобы «храм сей Иоанн IV строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». 
Snap_2012.03.18_08h06m44s_023_ (700x527, 195Kb)
Путеводный храм всея Руси

Сначала были возведены семь «обетных» деревянных церквей – в честь тех святых, на дни которых пришлись ключевые моменты похода на татар. Например, в День Трех патриархов Константинопольских, русские начали обстрел Казани. В День святого Георгия войска впервые ворвались в город. А поскольку именно на праздник Покрова произошло решающее сражение в Казани, собор был назван Покровским или, точнее, – собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву.


Однако существует распространенное мнение, что архитектурный замысел собора основан на глубокой религиозной символике. И если взглянуть на сей необъемлемый «атрибут» Красной площади с этой точки зрения, средневековая постройка уже не воспринимается всего лишь как памятник доблестным русским воинам. Судите сами. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, а также грядущее Царствие Небесное – царство «восьмого века», которое наступит после Второго Пришествия Христа.
А сама звезда символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда также является символом Богородицы – Царицы Небесной: в православной иконографии Ее изображают в мафории, то есть покрывале, с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства – до, во время и после Рождества Христова.

13244 (700x516, 317Kb)
Когда-то Покровский собор венчали 25 глав: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Это было символическим выражением апокалиптического образа Небесного Престола в окружении 24 старцев с золотыми венцами на головах и облеченных в белые одежды. Внутренняя обходная галерея собора, расписанная причудливым растительным орнаментом под Райский сад, в плане составляет двенадцатиконечный крест, что соответствует 12 вратам в стенах Небесного Иерусалима.

Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над всей Церковью Христовой и над Русской землей.

Освящал храм митрополит Макарий 29 июля 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Иоанна Грозного, царем Федором Иоанновичем, при котором были обретены мощи святого Василия Блаженного, и последующими государями династии Романовых. Каждый новый правитель добавлял храму какую-то деталь, что и сделало его столь неповторимым. Официально строительство храма было окончено 29 июня 1561 года, но, по сути, продолжалось 126 лет. 

Блаженный провидец

На той же кремлевской площади, на маленьком кладбище Троицкого храма, где через несколько лет был воздвигнут Покровский cобор, что на Рву, был погребен и Московский чудотворец, святой Блаженный Василий, подвиг юродства которого пришелся на период правления Иоанна Грозного.

Василий родился в декабре 1469 года в Москве, прямо на паперти Богоявленского собора в Елохове, где мать его Анна горячо молилась. Отроком его отдали в учение сапожному ремеслу. Трудолюбивый и богобоязненный юноша был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. Однажды один купец заказал сапоги и просил сделать их такими, чтобы не сносить за год. «Сошьем такие, что и не износишь их», – вымолвил юноша. А на недоуменный вопрос мастера он ответил, что заказчик даже не обует новые сапоги, так как скоро умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.
30 (700x465, 515Kb)
Вскоре 16-летний Василий оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства, подвергая себя великим лишениям. В палящий зной и лютый мороз ходил босой по улицам Москвы, нося тяжелые вериги (цепи с кандалами) на голом теле. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Очистив великими подвигами и молитвами свою душу, блаженный Василий сподобился дара предвидения. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы, а затем молитвой угасил пожар в Новгороде. Не боялся обличать святой Василий и сильных мира сего. Однажды обвинил даже царя Иоанна Грозного за то, что он во время богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах. Царь чтил и боялся Блаженного «яко провидца сердец и мыслей». Проведя 72 года в подвиге юродства, блаженный Василий скончался 2 августа 1552 года.

С 1588 года стали замечать, что от его мощей происходят многочисленные исцеления. В честь прославления Святого царь Федор Иоаннович, сын Грозного, велел устроить над его могилой храм, с северо-восточной стороны Покровского собора. А над мощами юродивого, который всю жизнь ходил нагим и питался подаянием, установил арку из чистого серебра с позолотой. На шелковом покрове было изображение святого Василия в окладе из драгоценных камней и жемчугов. Таким было посмертное воздаяние за его духовные подвиги. Со временем слава Василия Блаженного затмила славу Казанской победы, и Покровский собор приобрел свое второе название.
2307474729a7t (700x514, 42Kb)
«Покровский Кул-Шариф»

Покровский собор был главным символом не только Красной площади, но и всей Москвы, а также служил геометрическим центром ее градостроительного ансамбля. Его центральный шатер достигал в высоту 57 метров и являлся самым высоким зданием в средневековой столице до конца XVI века, пока Борис Годунов не достроил кремлевскую колокольню Иоанна Великого высотою в 81 метр. И только в середине XVII века стены и главы Покровского собора были впервые раскрашены согласно вкусам того времени, когда в цене были нарядность и пестрота. В XVIII веке во время Троицкого пожара, опустошившего Кремль, храм также выгорел, лишившись почти всей утвари и икон. На те деньги, которые императрица Екатерина II пожаловала на восстановление здания, собор реконструировали, тогда же он приобрел современную разноцветную окраску сказочного терема.

Существует много легенд о Покровском соборе. Согласно одной из них, храм является неточной копией мечети Кул-Шариф в Казани. Когда армия Иоанна Грозного штурмовала город, царь был настолько рассержен сопротивлением жителей, что повелел снести красивую мечеть тут же после удачного штурма. Золоченые главы мусульманской святыни, по преданию, на двенадцати подводах увезли в Москву. Собор Василия Блаженного, возведенный в честь покорения Казани, несет в себе зашифрованный образ погибшей мечети, а восемь глав московского храма повторяют восемь минаретов Кул-Шарифа, а девятый как символ победы господствует над ними.
591a39b1d9a6t (700x465, 51Kb)
Согласно легенде архитекторами были русские зодчие Барма и Постник, хотя некоторые историки склонны считать, что это был один человек – Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Отсюда – еще одна легенда, известная любому школьнику. Когда зодчий, а это был именно Иван Барма, представил макет собора Иоанну Грозному, тот был восхищен красотой здания и спросил мастера: может ли он построить другой, подобный, или еще более прекрасный храм? «Могу», – ответил архитектор. «Ты лжешь!» – вскричал грозный царь и велел ослепить его, чтобы Храм Василия Блаженного остался единственным в Русском царстве. Но опровержением этой легенды может служить то, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.

Стоял, стоит и будет стоять!

Судьба хранила Покровский храм: не один раз он оказывался на краю гибели и каждый раз оставался цел. Говорят, что Наполеон даже хотел перенести сие московское чудо в Париж, но техника того времени оказалась бессильной выполнить подобную задачу. И тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались загасить зажженные фитили, но тут внезапно хлынул проливной дождь и в один момент предотвратил, казалось бы, неминуемый взрыв. По окончании войны с Францией храм обновили, соборное кладбище закрыли, а ров, который отделял его от кремлевской стены, засыпали. А когда однажды император Александр I случайно увидел старинную французскую гравюру, где собор был изображен отдельно стоящим во всей красе, то и вовсе приказал снести близлежащие дома и постройки, буквально облепившие храм. Так оригинальное и неповторимое творение русского средневекового зодчества стало, наконец, обозреваемо со всех сторон.
0_1eacf_b94bf864_XL (700x523, 117Kb)
После Октябрьской революции храм едва не стал жертвой большевистского передела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. В 30-х годах ХХ века над собором нависла очередная угроза уничтожения. Здание, видите ли, никак не вписывалось в планы Лазаря Кагановича по перепланировке Красной площади, и он лелеял надежду снести его напрочь. Говорят, он даже представил Сталину особый макет новой Площади со съемным Покровским храмом, показывающий, как собор мешает демонстрациям и автомобилям. «А если бы его – р-раз!..» – и с этими словами он рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил свою знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!..»

Вскоре на территорию храма перенесли памятник Минину и Пожарскому – защитникам Руси от польско-литовских интервентов, а в Покровском соборе открыли музей и стали водить экскурсии. А в октябре 1990 года, впервые за 72 года молчания при советской власти, зазвонили соборные колокола.
00 (700x466, 157Kb) 

текст: Вита Прилуцкая, Пётр Армарин, 


наверх